Слышишь?Никогда не сдавайся!
Расписные церкви Румынии.
Расписные церкви в Румынии — это одна их самых больших гордостей этой страны.

В окрестностях румынского города Сучава, в Средние века являвшегося столицей Молдавского княжества, на сравнительно небольшой территории, среди гор, покрытых буковыми и сосновыми лесами, рассыпано более десятка небольших старинных монастырей — Молдовица, Воронец, Пробота, Путна, Хумор, Нямц, Арборе.

читать дальше
Эти некогда укромные обители прославлены сегодня на весь мир благодаря феномену так называемых расписных церквей: храм каждого из этих монастырей и внутри, и, что самое удивительное, снаружи, как многоцветным ковром, покрыт фресками.

Это уникальное явление в мировом искусстве, причем границы его строго очерчены: как географически (территория Северной Молдовы и Южной Буковины), так и исторически (1522—1547 гг., время правления господаря Петра Рареша). Известные за пределами этих исторических границ единичные случаи строительства «расписной церкви» не стали продолжением традиции и свидетельствуют скорее лишь о преклонении мастеров нового поколения перед творениями их предшественников.

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО на данный момент включено 8 расписных церквей, всего же их больше десяти. Все они сейчас являются действующими — и те, что стоят на территории монастырей, и отдельные.

Представители православного направления христианства и построили монастыри и церкви, о которых здесь пойдёт речь. Теперь нам осталось перенестись в Южную Буковину, которая почему-то находится на севере Румынии, и начать коротенький рассказ о расписных церквях этой страны.

Столицей Южной Буковины, а в средние века и Молдавского княжества, является славный город Сучава. Именно в его окрестностях, на небольшой территории среди гор и лесов, находится с дюжину небольших старинных монастырей.

Их отличие от привычных нам однотонных храмов, заключается в использовании стен этих монастырей в качестве полотна для художников, сделавших себе имя на церковной тематике. Опыт оказался удачным, чему свидетельствует необычная популярность этих богоугодных заведений среди простого румынского народа

Монастырь Воронец, издалека напоминает цыганское платье. И лишь приблизившись ближе, понимаешь что это не так. Все его стены разрисованы фресками иллюстрирующими библейские сюжеты.
Самой интересной с точки зрения специалистов, считается фреска Страшного суда на западной стене.

Монастырь Воронец был построен при живейшем участии князя Стефана Третьего Великого, одержавшего славную победу у города Васлуя над османскими войсками. По легенде, Стефан пришёл к жившему в Воронце монаху Даниилу Отшельнику, дабы узнать у того совет на тему: быть махачу с турками или не быть.

На что смелый отшельник, решивший наверно раз и навсегда избавиться от надоедливого князя, посоветовал тому: однозначно биться. И надо ж такому случиться, войска князя состоявшие в основном из молдавских крестьян, одержали победу, над в двое превосходящим их противником.

И несмотря на то что уже в следующем году, возмущённые турки взяли реванш, князь всё-таки построил в Воронце монастырь, назвав его главную церковь в честь святого Георгия, который как он считал помог ему в битве при Васлуе. О том, что церковь была построена в 1488 году, каждый желающий может узнать по надписи над её входом.

Не менее известен также монастырь Молдовица. История утверждает, что он был основан монахами-отшельниками в 15 веке. Так как это Румыния, то поверим на слово, что в свободное от молитв время, со всех келий и пещер округи, стекались отшельники, образуя стихийные бригады строителей и с божьей помощью сотворивших монастырь, чтобы отказаться от затворничества и предаться молитвам в сопровождении мужского хора.

Результатом таких действий явилась территория, обнесенная пятиметровой каменной стеной с парочкой башен и воротами. Внутри монастыря расположились два корпуса келий и расписная церковь Благовещения, которая является единственным храмом обители.

Её постройка датируется 1532 годом. Также известно, что это событие произошло при участии господаря Петра Рареша, который являлся глубоко верующим человеком.

Сегодня Благовещенский храм является одним из самых ценных памятников Румынии, несущим в себе не только культурное наследие, но историческую ценность для православного общества.

Росписью стен храма занимался извесный в то время мастер Тома. Именно он придумал расписать стены церкви, чтобы они выглядели как страницы открытой книги. Одна из фресок изображает процессию святых, которые поклоняются Богоматери с младенцем.

На южной стене нашли своё отражение такие темы как "Родословие Иисуса" и "Штурм Константинополя". Фрески находятся в хорошем состоянии, что подтверждает бытующее мнение о том что: "умели же раньше делать люди!".

Ещё один из этой же серии монастырей называется Путна. Он является самым северным и отдалённым от благ цивилизации. В Румынии можно также услышать, что этот монастырь величают «Иерусалимом румынского народа».
В не последнюю очередь такая постанова вопроса связана с тем, что здесь покоятся останки святого господаря Стефана Великого, который управлял княжеством Молдова 47 лет, с 1457 по 1504 год. Больше того из всех господарей, Молдавская летопись его единственного называет царем.

Этот безусловно выдающийся правитель одержал победу в 34-х из 36-ти сражений за независимость Румынии. Мало того, именно благодаря ему турецко-османские войска пошли дальше в Европу только после его смерти. И именно благодаря ему появились на свет множество монастырей и храмов.

Самое интересное, что именно Путна стала первой и самой известной обителью, построенной святым правителем в 1469 году. И вот уже почти пять с половиной столетий Путна является важнейшим духовным, историческим и культурным центром Румынии.

Именно здесь в Путне, находится большинство румынских святынь: чудотворная икона Божьей Матери, мощи трех святителей — Василия, Григория и Иоанна, преподобного Даниила Отшельника, великомученика и целителя Пантелеимона и множество чудотворных икон

Ещё один монастырь с названием Хумор, был основан в 1530 году казначеем господаря Петра Четвёртого Рареша - боярином Теодором Бубуёгом. Бубуёг - безусловно выдающаяся фамилия для казначея, от которой даже не пахнет еврейскими корнями.

Не в малой степени именно поэтому сей храм смог появиться на нашей грешной земле. Росписья стен и внутренних интерьеров занимался известный уже нам, мастер Тома из Сучавы. А дабы сохранить свой образ величавый, художник изобразил на фреске "Взятие Константинополя" себя, в виде всадника, нападающего на турка.

Так уж случилось, что обитель Хумор была сожжена в 1653 году казаками Тимофея Хмельницкого и до 1786 года оставалась закрытой. Сегодня, в свете пробуждающегося самосознания слабой половины человечества, монастырь стал женским. Логично предположить, что в данном заведении полностью отсутствует дедовщина, но вполне уместно предположить присутствие бабковщины

Роспись всех «юнесковских» буковинских церквей представляет собой византийскую фреску с элементами национальной тематики. В те времени настенная живопись являлась книгой для неграмотных и с ее помощью продвигались политические и религиозные идеи. В частности, на изображениях ада много людей в турецкой одежде — напоминание об историческом враге румын. Иисус изображается в молдавской одежде, а Дева Мария в молдавской короне. Встречается много местных национальных орнаментов. Самая известная наружняя фреска — Лестница небес.

Последним в списке православных монастырей Румынии,рассмотрим действующий монастырь Сучевица. Он находится в одноимённой деревне на севере страны. Его постройка датируется 1585 годом и к этому событию причастны румынские князья Симон Мовила и Иеремей Мовила.
Архитектурный вид монастыря имеет уже привычные элементы декорирования, характерные для молдавских раскрашенных церквей.


Кстати церковь, расположенная на территории монастыря считается единственным в мире храмом, который и снаружи и внутри покрыт росписями, имеющими большую ценность в плане живописи, и передающими через века сцены легенд из Библии и исторические события.

Внутренняя роспись церкви просто ошарашивает. Все три зала от пола до потолка расписаны фресками. Фото запрещено, но, пользуясь тем, что монахини болтали между собой в первом зале, я успел отщелкать пару десятков кадров, пока звук не привлек их внимание

Фрески иллюстрируют самые известные сцены из Ветхого и Нового заветов и создают впечатление огромных книжных страниц.




Расписные церкви в Румынии — это одна их самых больших гордостей этой страны.

В окрестностях румынского города Сучава, в Средние века являвшегося столицей Молдавского княжества, на сравнительно небольшой территории, среди гор, покрытых буковыми и сосновыми лесами, рассыпано более десятка небольших старинных монастырей — Молдовица, Воронец, Пробота, Путна, Хумор, Нямц, Арборе.

читать дальше

Эти некогда укромные обители прославлены сегодня на весь мир благодаря феномену так называемых расписных церквей: храм каждого из этих монастырей и внутри, и, что самое удивительное, снаружи, как многоцветным ковром, покрыт фресками.

Это уникальное явление в мировом искусстве, причем границы его строго очерчены: как географически (территория Северной Молдовы и Южной Буковины), так и исторически (1522—1547 гг., время правления господаря Петра Рареша). Известные за пределами этих исторических границ единичные случаи строительства «расписной церкви» не стали продолжением традиции и свидетельствуют скорее лишь о преклонении мастеров нового поколения перед творениями их предшественников.

В список Всемирного наследия ЮНЕСКО на данный момент включено 8 расписных церквей, всего же их больше десяти. Все они сейчас являются действующими — и те, что стоят на территории монастырей, и отдельные.

Представители православного направления христианства и построили монастыри и церкви, о которых здесь пойдёт речь. Теперь нам осталось перенестись в Южную Буковину, которая почему-то находится на севере Румынии, и начать коротенький рассказ о расписных церквях этой страны.

Столицей Южной Буковины, а в средние века и Молдавского княжества, является славный город Сучава. Именно в его окрестностях, на небольшой территории среди гор и лесов, находится с дюжину небольших старинных монастырей.

Их отличие от привычных нам однотонных храмов, заключается в использовании стен этих монастырей в качестве полотна для художников, сделавших себе имя на церковной тематике. Опыт оказался удачным, чему свидетельствует необычная популярность этих богоугодных заведений среди простого румынского народа

Монастырь Воронец, издалека напоминает цыганское платье. И лишь приблизившись ближе, понимаешь что это не так. Все его стены разрисованы фресками иллюстрирующими библейские сюжеты.
Самой интересной с точки зрения специалистов, считается фреска Страшного суда на западной стене.

Монастырь Воронец был построен при живейшем участии князя Стефана Третьего Великого, одержавшего славную победу у города Васлуя над османскими войсками. По легенде, Стефан пришёл к жившему в Воронце монаху Даниилу Отшельнику, дабы узнать у того совет на тему: быть махачу с турками или не быть.

На что смелый отшельник, решивший наверно раз и навсегда избавиться от надоедливого князя, посоветовал тому: однозначно биться. И надо ж такому случиться, войска князя состоявшие в основном из молдавских крестьян, одержали победу, над в двое превосходящим их противником.

И несмотря на то что уже в следующем году, возмущённые турки взяли реванш, князь всё-таки построил в Воронце монастырь, назвав его главную церковь в честь святого Георгия, который как он считал помог ему в битве при Васлуе. О том, что церковь была построена в 1488 году, каждый желающий может узнать по надписи над её входом.

Не менее известен также монастырь Молдовица. История утверждает, что он был основан монахами-отшельниками в 15 веке. Так как это Румыния, то поверим на слово, что в свободное от молитв время, со всех келий и пещер округи, стекались отшельники, образуя стихийные бригады строителей и с божьей помощью сотворивших монастырь, чтобы отказаться от затворничества и предаться молитвам в сопровождении мужского хора.

Результатом таких действий явилась территория, обнесенная пятиметровой каменной стеной с парочкой башен и воротами. Внутри монастыря расположились два корпуса келий и расписная церковь Благовещения, которая является единственным храмом обители.

Её постройка датируется 1532 годом. Также известно, что это событие произошло при участии господаря Петра Рареша, который являлся глубоко верующим человеком.

Сегодня Благовещенский храм является одним из самых ценных памятников Румынии, несущим в себе не только культурное наследие, но историческую ценность для православного общества.

Росписью стен храма занимался извесный в то время мастер Тома. Именно он придумал расписать стены церкви, чтобы они выглядели как страницы открытой книги. Одна из фресок изображает процессию святых, которые поклоняются Богоматери с младенцем.

На южной стене нашли своё отражение такие темы как "Родословие Иисуса" и "Штурм Константинополя". Фрески находятся в хорошем состоянии, что подтверждает бытующее мнение о том что: "умели же раньше делать люди!".

Ещё один из этой же серии монастырей называется Путна. Он является самым северным и отдалённым от благ цивилизации. В Румынии можно также услышать, что этот монастырь величают «Иерусалимом румынского народа».
В не последнюю очередь такая постанова вопроса связана с тем, что здесь покоятся останки святого господаря Стефана Великого, который управлял княжеством Молдова 47 лет, с 1457 по 1504 год. Больше того из всех господарей, Молдавская летопись его единственного называет царем.

Этот безусловно выдающийся правитель одержал победу в 34-х из 36-ти сражений за независимость Румынии. Мало того, именно благодаря ему турецко-османские войска пошли дальше в Европу только после его смерти. И именно благодаря ему появились на свет множество монастырей и храмов.

Самое интересное, что именно Путна стала первой и самой известной обителью, построенной святым правителем в 1469 году. И вот уже почти пять с половиной столетий Путна является важнейшим духовным, историческим и культурным центром Румынии.

Именно здесь в Путне, находится большинство румынских святынь: чудотворная икона Божьей Матери, мощи трех святителей — Василия, Григория и Иоанна, преподобного Даниила Отшельника, великомученика и целителя Пантелеимона и множество чудотворных икон

Ещё один монастырь с названием Хумор, был основан в 1530 году казначеем господаря Петра Четвёртого Рареша - боярином Теодором Бубуёгом. Бубуёг - безусловно выдающаяся фамилия для казначея, от которой даже не пахнет еврейскими корнями.

Не в малой степени именно поэтому сей храм смог появиться на нашей грешной земле. Росписья стен и внутренних интерьеров занимался известный уже нам, мастер Тома из Сучавы. А дабы сохранить свой образ величавый, художник изобразил на фреске "Взятие Константинополя" себя, в виде всадника, нападающего на турка.

Так уж случилось, что обитель Хумор была сожжена в 1653 году казаками Тимофея Хмельницкого и до 1786 года оставалась закрытой. Сегодня, в свете пробуждающегося самосознания слабой половины человечества, монастырь стал женским. Логично предположить, что в данном заведении полностью отсутствует дедовщина, но вполне уместно предположить присутствие бабковщины

Роспись всех «юнесковских» буковинских церквей представляет собой византийскую фреску с элементами национальной тематики. В те времени настенная живопись являлась книгой для неграмотных и с ее помощью продвигались политические и религиозные идеи. В частности, на изображениях ада много людей в турецкой одежде — напоминание об историческом враге румын. Иисус изображается в молдавской одежде, а Дева Мария в молдавской короне. Встречается много местных национальных орнаментов. Самая известная наружняя фреска — Лестница небес.

Последним в списке православных монастырей Румынии,рассмотрим действующий монастырь Сучевица. Он находится в одноимённой деревне на севере страны. Его постройка датируется 1585 годом и к этому событию причастны румынские князья Симон Мовила и Иеремей Мовила.
Архитектурный вид монастыря имеет уже привычные элементы декорирования, характерные для молдавских раскрашенных церквей.


Кстати церковь, расположенная на территории монастыря считается единственным в мире храмом, который и снаружи и внутри покрыт росписями, имеющими большую ценность в плане живописи, и передающими через века сцены легенд из Библии и исторические события.

Внутренняя роспись церкви просто ошарашивает. Все три зала от пола до потолка расписаны фресками. Фото запрещено, но, пользуясь тем, что монахини болтали между собой в первом зале, я успел отщелкать пару десятков кадров, пока звук не привлек их внимание

Фрески иллюстрируют самые известные сцены из Ветхого и Нового заветов и создают впечатление огромных книжных страниц.




Ага, у меня и про Штефана рассказ есть!