Стиляги - советская молодёжная субкультура второй половины 1940-х - 1960-х гг., имевшая в качестве эталона западный (преимущественно, американский) образ жизни. Стиляг отличала нарочитая аполитичность, определённый цинизм в суждениях, отрицательное (или безразличное) отношение к некоторым нормам советской морали. Стиляг выделяла из толпы яркая, часто нелепая, одежда, определённая манера разговора (особый сленг). Им был присущ повышенный интерес к западной музыке и танцам. Субкультура стиляг явилась своеобразным стихийным протестом против навязываемых стереотипов поведения, а также против единообразия в одежде, в музыке и в стиле жизни.
читать дальшеназывали "плесенью" и "мусором". Их выгоняли из ВУЗов за ношение американских штанов и "неуставные" танцы. Им говорили, что они - враги советской власти наравне с вредителями и ворами. А они не были против советской власти, они были целиком аполитичны и просто хотели жить, как им нравится.
![(700x446, 148Kb)](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//63/303/63303911_ce26158236aa.jpg)
Стиляжничество, впрочем, родилось в среде детей высоких партначальников, дипломатов, ученых - тогдашней элиты, жившей в сталинских высотках. Первые упоминания о стилягах относятся к 1947 году, а уже в 1949-м в журнале «Крокодил» выходит знаменитый фельетон Д. Беляева «Стиляга», после которого слово закрепилось окончательно. Очень забавно, что автором фельетона стиляги воспринимались как отрыжка прошлого (подзаголовок фельетона - «Типы, уходящие в прошлое») - они, вероятно, напоминали ему об одеждах и развлечениях времен НЭПа; движения в чарльстоне тоже отличались некоторым неестественным вихлянием.
Однако фельетонист ошибся: это было новое явление. Будучи поначалу «болезнью элиты», стиляжничество вскоре проникло в обычную городскую среду и вышло на улицы. Это совпало со смертью Сталина: на 1953-1957-е приходится пик субкультуры.
Стиляжничество сразу обнажило две опасные трещины в советском обществе: оно подчеркнуло социальное и культурное неравенство в СССР. Стиляжничество было в основном чуждо рабоче-крестьянскому сознанию: это была забава больших городов, столичных; и чаще всего - детей из семей интеллигенции (впрочем, стилягами становились и дети рабочих - как, например, главный герой фильма Тодоровского).
![(699x466, 127Kb)](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//63/305/63305118_28.jpg)
Как следствие, социальное неравенство подчеркнуло материальное. Заграничные одежда и обувь, а также пластинки, карманные деньги - это привилегия в первую очередь детей советской элиты. Оно всегда было, это неравенство, но тут как-то уж очень неприятно полезло наружу.
![(450x590, 61Kb)](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//63/305/63305294_ed8e8f165292.jpg)
![(700x529, 91Kb)](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//63/305/63305352_775a9db86bca.jpg)
![(420x533, 82Kb)](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//63/305/63305393_0a22cbcf8099.jpg)
![(500x566, 93Kb)](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//63/305/63305433_05c3ef395e0f.jpg)
Когда обычные городские дети стали притворяться богатыми и свободными (как и сегодня молодежь копирует повадки и манеры элиты), это неожиданно поставило в тупик идеологический аппарат.
Формально стиляг не за что было наказывать или сажать.
Нельзя было посадить за яркий пиджак или ботинки на «манной каше». Не было такой статьи - да и не могло быть.
Поэтому поначалу их только порицали и осуждали, но поделать с ними ничего не могли.
Есть растиражированный миф о стилягах как о бездельниках, тунеядцах и пр., однако, как свидетельствуют сами участники движения, почти все они учились (в основном, в вузах) или работали и в этом смысле от большинства советских людей ничем не отличались. И за фарцовку их тоже нельзя было посадить: они действительно покупали вещи у спекулянтов - но сами-то не торговали.
Более всего раздражал внешний вид стиляг: сильно зауженные брюки - в противовес тогдашней моде на широкие, пиджаки с подбитыми ватой плечами и на несколько размеров больше, самодельные ботинки на толстой подошве. Впрочем, одевались кто во что горазд, по средствам. Ветераны-стиляги подчеркивают, что общей чертой была именно вызывающая абсурдность одежды, ее самопародийность, нелепость, а не «заграничное происхождение» или расцветка, как принято считать.
![(500x500, 97Kb)](http://img1.liveinternet.ru/images/attach/c/0//63/305/63305878_rsrersrrerresr5_rs.jpg)
Столь же нелепым было и основное развлечение стиляг - «брэкование по Броду», то есть гуляние по местным бродвеям: (в Москве - нижняя часть Тверской улицы, от памятника Пушкину, в Ленинграде - часть Невского проспекта). Отчасти эти брожения напоминают современные флэш-мобы. Один из стиляг вспоминал, что распространенной шуткой было пристроиться незаметно к какому-нибудь прохожему и идти за ним, длинной вереницей повторяя его движения: «Вскоре за прохожим шла уже довольно большая группа стиляг. Остановится какой-нибудь старичок у витрины – и мы тоже останавливаемся. Когда прохожие смеялись, а старичок оборачивался, мы просто стояли, как ни в чем не бывало. И так часами могли за людьми ходить, а если звали милицию, просто расходились в стороны и все».
Советская власть, однако, сразу почуяла угрозу в этом тихом пересмешничестве, в этом петушином отступничестве и безобидном паясничании. Ее, по-видимому, бесила именно бессмысленность, немотивированность поведения. На что они намекают? Что подразумевается? - терзалась идеология привычными вопросами и не могла найти ответа. Все ветераны движения подчеркивают, что «политики» у стиляг не было ни грамма (многие были комсомольцами, спортсменами; известен по крайней мере один стиляга, ставший впоследствии полковником КГБ).
Общественное порицание стиляг вызвало уже всенародное подражание. Все карикатуры и фельетоны в результате породили настоящую массовую моду на просто более элегантную и оригинальную манеру одеваться: уже в конце 50-х чуть-чуть заузить штаны или по крайней мере не стричься под полубокс считалось среди широких масс хорошим тоном. Именно это - массовое, народное подражание моде стиляг - является самым интересным и малоизученным феноменом.
![(699x466, 93Kb)](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//63/307/63307484_17.jpg)
Стиляги с их повышенным интересом к западноевропейской и американской поп-культуре, стали одной из главных мишеней партийно-комсомольских функционеров. Фельетоны, карикатуры и гневные статьи в прессе имели целью не только высмеять и выявить низменную сущность стиляг, но и показать их в качестве потенциальных врагов Советской Власти: «Сегодня он играет джаз, а завтра Родину продаст».
Стилягам было важно не только выделить себя из толпы при помощи одежды или образа жизни, но и при помощи особого языка, точнее - жаргона. Частично этот слэнг был воспринят стилягами от джазистов. Вот некоторые слова и выражения, принятые в языке стиляг:
Бродвей (или Брод) - как правило, центральная улица города, служившая для стиляг местом встреч. В Москве «Бродвеем» была улица Горького (ныне - Тверская). Там же располагался знаменитый Коктейль-Холл (культовое место московских стиляг).
В Ленинграде Бродвеем был Невский проспект, в Баку - улица Торговая. Свои «Бродвеи» были в каждом городе или даже - городском районе.
• Чувак - молодой человек.
• Чувиха (чува) - девушка.
• Хилять - ходить, фланировать.
• Кинуть брэк - пройтись с целью «людей посмотреть - себя показать». Как правило, звучало, как «кинуть брэк по Броду».
• Чуча - песня из культового фильма «Серенада Солнечной Долины» («Chattanooga Choo-Choo...»)
А что же произошло потом? Потом пришли романтические шестидесятые, за ними - циничные семидесятые. Партийных и комсомольских деятелей всё меньше и меньше раздражали танцующие люди в цветных пиджаках.
...А в середине восьмидесятых вдруг возникла кратковременная мода на "ретро-стиль", который диктовала группа "Браво" с её романтизированным представлением о стилягах. Нет. Не так. С романтизированным представлением о той эпохе, в которую жили стиляги. Потому что очень уж много в песнях группы "Браво" солнца, синего неба и некой совершенно недосягаемой dolce vita...
![(691x441, 93Kb)](http://img0.liveinternet.ru/images/attach/c/0//63/308/63308233_1610_32986395_1222774022_bereg_1.jpg)
Стиляги 20 лет спустся
Незнайка превращает в коротышек. Они становятся подражанием для движения ветрогонов
нарушающих общественный порядок и в результате город погрузился в хулиганский беспредел ветрогонов — жители копировали поведение трёх ослов.
Очень неожиданно видеть пародию на стиляг в мультфильме, который я считала совершенно аполитичным.
XAMTAPO, мультфильм видела.но вот как то нечего такого мне в голову не приходило
" Шпионские страсти"
Например,Василий Аксёнов " В поисках грустного бэби", там Аксёнов называет стиляг штатниками
"Сидя в углу, я смотрел, как передвигаются по затемненной комнате загадочные молодые красавцы. Разделенные на пробор блестящие волосы, белозубые сдержанные улыбки, сигареты "Кэмел" и "Пэл-Мэл", словечки "дарлинг", "бэби", "лете дринк". Парни были в пиджаках с огромными плечами, в узких черных брюках и башмаках на толстой подошве.
Наша компания в Казани тоже изо всех сил тянулась к этой моде. Девушки вязали нам свитера с оленями и вышивали галстуки с ковбоями и кактусами, но все это было подделкой, "самостроком", а здесь все было настоящее, американское.
- Вот это класс! - сказал я своему товарищу, который привел меня на вечеринку. - Вот это стиляги!
- Мы не стиляги, - высокомерно поправил меня товарищ. Он явно играл здесь второстепенную роль, хотя и старался вовсю соответствовать. - Мы - штатники!
Это был, как выяснилось, один из кружков московских американофилов. Любовь их к Штатам простиралась настолько далеко, что они попросту отвергали все неамериканское, будь то даже французское. Позором считалось, например, появиться в рубашке с пуговицами, пришитыми не на четыре дырочки, а на три или две. "Эге, старичок, - сказали бы друзья-штатники, - что-то не клево у тебя получается, не по-штатски".
Та вечеринка завершилась феерическим буги-вуги с подбросами. Я, конечно, в этом не принимал участия, а только лишь восторженно смотрел, как взлетают к потолку юбки моей недавней партнерши. Под юбками тоже все было настоящее! Впоследствии я узнал, что девчонка была дочерью большого кагэбэшника."
Василий Аксенов - В поисках грустного бэби