23 сентября 1980 года была спущена на воду крупнейшая подлодка в мире «Акула», занесенная в Книгу рекордов Гиннеса как самый большой подводный корабль в мире.
Россия славится своими подводными войсками.
Вспомним 7 легендарных русских подлодок.
читать дальше
1. «ТЮЛЕНЬ»
«Тюлень» — одна из самых результативных русских лодок периода Первой мировой войны.
Основной задачей русских подлодок в Черном море было нарушение коммуникаций противника и препятствование подвозу стратегических грузов в Стамбул.
Для уничтожения неохраняемых судов лодки использовали артиллерию и подрывные патроны, а для атак вооруженных или конвоируемых судов — торпедное оружие.

В 1915-1917 годах «Тюлень» уничтожил или захватил 8 пароходов и 33 шхуны противника.
В 1920-ом, во время Крымской эвакуации Белой армии, лодка была уведена в Тунис.
В 1924 году было достигнуто соглашение о возвращении лодки СССР, но в силу ряда причин корабль возвращен не был.
2. «КРАБ»

«Краб» — первый в мире подводный минный заградитель.
Корабль мог незаметно осуществлять минные постановки на коммуникациях противника, неся запас в 60 мин и использоваться как обычная подводная лодка ( имел 1 торпедный аппарат).
«Краб» вступил в строй в 1915 году и активно использовался в боевых действиях на Черном море.
Осуществил ряд успешных минных постановок, в том числе вблизи Босфора.
Достоверно известно о гибели на минах, установленных «Крабом», турецкой канонерской лодки.
В 1918-ом заградитель был захвачен интервентами, а затем затоплен в Севастополе.
В 1923 году был поднят, но более в строй уже не вводился.
3. «ПАНТЕРА»
Подводная лодка типа «Барс».
Вступила в строй в конце 1916 года, совершив несколько походов на коммуникации противника.
Активно использовалась во время Гражданской войны в России.
31 августа 1919-го «Пантера» потопила английский эсминец «Виктория».

Это была первая победа советских подводников и самый крупный военный корабль, потопленный отечественными подводными лодками.
Командир лодки А. Н. Бахтин первым среди подводников в 1922 году был удостоен ордена Красного Знамени.
В 1923-ем «Пантера» была переименована в «Комиссар», а в 1934-ом – в Б-2. С 1940 года использовалась в качестве плавучей зарядовой станции и только в 1955-ом была сдана на слом.
4. К -21
Одна из самых знаменитых лодок Северного флота в период Великой Отечественной войны.
Известна прежде всего попыткой в июле 1942-го атаковать крупнейший немецкий корабль – линкор «Тирпиц».
Однако проводившаяся с огромной дистанции (23 кабельтовых) по удаляющейся цели атака могла иметь лишь случайный успех.
Тем не менее, лодка имела четыре подтвержденных победы.
На минах, поставленных К-21, погибли норвежский пароход «Бессхейм» и немецкий большой охотник за подводными лодками Uj 1110.
Кроме того артиллерийским огнем лодки были потоплены два норвежских мотобота и еще три повреждены.
23 октября 1942 г. К-21 была удостоена ордена Красного Знамени.
В 1954 г. лодка была выведена из состава флота, а с 1983-го используется в качестве филиала военно-морского музея Северного Флота в Североморске.
5. К-162
Уникальная подводная лодка и первая в мире с титановым корпусом.
За чрезвычайно высокую стоимость постройки (более 2 млд руб.) получила прозвище «Золотая рыбка».
В 1969 году лодка была введена в строй и вступила в состав Северного Флота.
В 1971-ом К-162 установила мировой рекорд скорости под водой.
На глубине 100 метров была достигнута скорость в 83 км/час.
На начало 70-х годов «Золотая рыбка» на максимальной скорости могла уйти от любых торпед, предназначенных для поражения подводных лодок.
В 1989 году К-162 была исключена их состава ВМФ, а в 2010-ом корпус лодки передан для утилизации.
6. К-3
К-3 — первая атомная лодка советского флота.
Вступила в строй в 1958 году.
Известна тем, что в июле 1962-го совершила поход подо льдами Северного полюса.
Всего подо льдом было пройдено около 1300 миль за 178 часов и осуществлено три всплытия.
К-3 стала первой советской лодкой, прошедшей точку Северного полюса (вблизи полюса).
Руководитель похода контр-адмирал А. И. Петелин, командир лодки капитан 2-го ранга Л. М. Жильцов и инженер-капитан 2-го ранга Р. А. Тимофеев. были удостоены звания Героя Советского Союза.
В октябре того же года лодке было присвоено почетное наименование «Ленинский комсомол».
В 1967 году во время похода вблизи Фарерских островов на К-3 вспыхнул сильный пожар, в результате которого погибло 38 чел. экипажа.
В 1987 году К-3 была выведена из боевого состава флота и превращена в учебно-тренировочное судно.
В 2011-ом предполагалось использовать лодку как музей, однако из-за нехватки средств в 2013 году не исключена утилизации легендарного корабля.
7. «АКУЛА»
Серия из шести подводных лодок, ставших самыми мощными субмаринами в мире.
Всего были построены 6 лодок типа «Акула».
По своим размерам подводные лодки проекта 941 (водоизмещение в подводном положении 48000 т.) в три раза превосходили подводные лодки США.
Основное вооружение лодки состояло из 20-ти баллистических ракет Р-39 с разделяющимися боеголовками.
Одна лодка могла накрыть до 200 целей на расстоянии 9000 км.
Лодки проекта 941 входили в состав Северного флота и составляли основу советского подводного флота в 80—90 гг.
В соответствии с договором ОСВ -2 три из шести субмарин были утилизированы.
Судьба остальных на данный момент находится под вопросом.