Когда Леонардо да Винчи писал Тайную вечерю, он придавал особое значение двум фигурам: Христа и Иуды. Он очень долго не мог найти натурщиков, с которых можно было написать эти фигуры. Наконец, ему удалось найти модель для образа Христа среди юных певчих. Подобрать натурщика для Иуды Леонардо не удавалось в течение трех лет. Пока однажды он не наткнулся на улице на пьяницу, который валялся в сточной канаве. Это был молодой мужчина, которого состарило беспробудное пьянство. Леонардо пригласил его в трактир, где сразу же начал писать с него Иуду. Когда пьяница пришел в себя, он сказал художнику, что однажды уже позировал ему. Это было несколько лет назад, когда он пел в церковном хоре, Леонардо писал с него Христа.
Во время Второй мировой войны в результате бомбежки Милана серьезно пострадало здание Церкви «Санта Мария делле Грацие, в которой находилась фреска Тайной вечери: три стены и крыша были полностью разрушены, осталась стоять только одна стена, на которой была знаменитая фреска
Микеланджело, по словам Бернини, признался перед смертью, что сожалеет о двух вещах: 1) что не сделал для спасения своей души все то, что обязан был сделать; 2) что он должен умереть тогда, когда только начал читать по слогам в своей профессии.
.
читать дальше
Паоло Веронезе в 1573 г. написал для доминиканского монастыря в Венеции картину Тайная вечеря. Но монахи категорически отказались принимать эту картину, утверждая что это кощунственное произведение искажает евангельский сюжет и больше напоминает пир венецианских патрициев. Веронезе пытался оправдать это тем, что он пытался заполнять свободное пространство теми деталями, которые кажутся ему наиболее интересными с точки зрения живописи. В результате за эту картину Веронезе пришлось предстать пред судом инквизиции, который обязал художника в течение трех месяцев исправить картину. Но Веронезе не стал переписывать картину, он просто поменял ее название. Так Тайная вечеря стала Пиром в доме Левия
, и все встало на свои места. Больше претензий не у кого не было.

Джотто был учеником в мастерской флорентийского художника Чимабуе Джованни. Однажды, когда его учитель во время работы на некоторое время отлучился, Джотто нарисовал на носу одной из фигур, написанных Чимабуе, муху, настолько реалистично, что когда его учитель вернулся, чтобы продолжить работу, он несколько раз безуспешно пытался согнать эту муху, приняв ее за настоящую, пока не заметил своей ошибки.
Прошло несколько лет, Папа Римский Бонифаций VIII решил поискать мастеров превосходных в живописи для того, чтобы произвести некоторые работы в соборе Святого Петра. Для этого он отправил во Флоренцию и Сиену своего придворного, которые должен был познакомиться с местными живописцами и взять у них образцы рисунков. И по этим образцам Папа должен был выбрать наиболее искусного. Когда посланник Папы прибыл к Джотто и рассказал ему о своем поручении, Джотто взял лист бумаги, обмакнул кисть в красную краску и прижав локоть к боку, начертил абсолютно правильный и ровный круг. Затем Джотто взял этот лист и передал его придворному со словами:Вот Вам рисунок. На что в ответ услышал удивленное:Как, другого рисунка не будет? Джотто ответил:И этого одного будет слишком много. Когда образцы рисунков дошли до Папы, его посланник рассказал, как Джотто нарисовал этот круг, не используя циркуль и не двигая локтем. Папа Бонифаций VIII знавший толк в живописи, признал, что Джотто своим мастерством превосходит всех остальных живописцев своего времени. В результате Джотто был приглашен в Рим с большими почестями. Ему было поручено написать в соборе Святого Петра пять историй из жизни Христа. И Джотто сделал это с большим мастерством и тщательностью. Когда Папа увидел эти работы, они настолько ему понравились, что он заказал художнику написать истории из Ветхого и Нового Завета по всему собору Святого Петра.
Художник Василий Поленов больше всего известен как пейзажист, автор таких картин, как Московский дворик, Бабушкин сад, Заросший пруд. Поленов был очень разносторонним человеком. До поступления в Академию художеств он участвовал в сражениях на сербско-турецком фронте, получил крест и медальЗа храбрость, занимался театральными постановками, попробовал себя в качестве декоратора, актера-трагика, композитора, учился на юриста. Однако главным делом своей жизни он считал цикл картин Из жизни Христа. Поленов писал: Я несказанно люблю евангельское повествование, люблю этот наивный, правдивый рассказ, люблю эту чистоту и высокую этику, люблю эту необычайную человечность, которой насквозь проникнуто все учение Христа. В евангельских сказаниях Христос есть настоящий живой человек, или Сын Человеческий, как Он постоянно Сам Себя называл, а по величию духа Сын Божий, как Его называли другие, поэтому дело в том, чтобы и в искусстве дать этот живой образ, каким он был в действительности.
Чтобы добиться максимальной достоверности Поленов предпринимает две поездки в Палестину, где делает большое количество зарисовок с натуры, изучает палестинский пейзаж, костюмы, архитектуру. Над созданием картин Из жизни Христа художник работает с 1899 г. по 1908 г. В 1909 на выставке в Петербурге были показаны 58 картин из этого цикла, а затем 64 картины выставлялись в Москве и других городах. Для того, чтобы картины несли воспитательное воздействие, Поленов составил к картинам свод евангельских текстов с собственными примечаниями. Выставленные картины имели большой успех и получили огромный общественный резонанс. Было решено отправить все картины Из жизни Христа на выставку в Америку. Но бюрократические проволочки задержали отправку и в результате картины не попали на корабль, на котором они должны были плыть в Америку. Этот корабль назывался Титаник После этого Поленов долго не решался выставлять свои картины за рубежом. Но после революции, когда картины на евангельские сюжеты не стали востребованы в России, в 1924 году полотна Из жизни Христа были вывезены в Америку. Сейчас местонахождение большинства из этих картин неизвестно. Сохранились только альбом цветных репродукций, составленный Поленовым и черно-белый каталог выставки 1909 г.
Заслуживают внимания еще две картины художника на евангельские сюжеты.
В 1871 году Петербургская Академия художеств объявила конкурс для выпускников: они должны были нарисовать картину на евангельский сюжет Воскрешение дочери Иаира. Победителя ждала награда поездка на шесть лет за границу за счет казны для изучения достижений западноевропейской живописи. В этот год оказалось два победителя Василий Поленов и Илья Репин. Они оба написали прекрасные картины на один и тот же сюжет.
Первые эскизы к картине Христос и грешница Поленов сделал, находясь в Европе, а закончил только в 1887 г. Он дал ей названиеКто без греха?. Цензор, курировавший выставку, на которой должно было выставляться полотно, первоначально не хотел давать согласие на включение картины в экспозицию. Вызывало сомнение слишком реалистичное изображение Христа. На картине был сделан акцент на Его человеческой природе, божественная сущность Христа оставалась за рамками полотна. Но к счастью, картина понравилась императору и он приобрел ее для себя. Цензура переименовала картину на привычное нам Христос и грешница. В императорском музее полотно получило уже другое название: Блудная жена. Поленов был крайне возмущен этим фактом: Как вы не понимаете, это совершенно противоречит Евангельскому рассказу. Ведь там ясно сказано, что это согрешившая, а не блудная женщина. И не она героиня моей картины. Ее смысл – в утверждении достоинства человека, христианского милосердия, прощения и любви

Василий Поленов писал: Книга, из которой я черпал содержание моих работ, учит нас милости и прощению, а не осуждению и нетерпимости, она учит относиться строго к себе и снисходительно к другим. Правда, задача очень трудная, это подвиг
Главным делом жизни художника А.А. Иванова и его любимым трудомстала одна картина. Картина, равной которой не было в русской живописи ни по размерам (540 х 750 см), ни по грандиозности замысла.
Сюжет картины художник называл всемирным. Иванов задумал написать момент прихода Христа-Мессии и изобразить на лицах весь ход обращенья человека ко Христу.
О том, как появился этот замысел, он писал:идя вслед за алканием пророков, я остановился на Евангелии на Евангелии Иоанна!!! Тут на первых страницах увидел я сущность всего Евангелия увидел, что Иоанну Крестителю поручено было Богом приготовить народ к принятию учения Мессии, а наконец и лично Его представить народу! А вот как описывает картину Иванова его друг Н.В. Гоголь: Картина изображает пустыню на берегу Иордана. Всех видней Иоанн Креститель, проповедующий и крестящий во Имя Того, которого еще никто не видал из народа. Его обступает толпа нагих и раздевающихся, одевающихся и одетых, выходящих из вод и готовых погрузиться в воды. В толпе этой стоят и будущие ученики самого Спасителя. Все, отправляя свей различные телесные движенья, устремляется внутренним ухом к речам пророка, как бы схватывая из уст его каждое слово и выражая на различных лицах своих различные чувства: на одних - уже полная вера; на других - еще сомненье; третьи уже колеблются; четвертые понурили главы в сокрушенье и покаянье; есть и такие, на которых видна еще кора и бесчувственность сердечная. В это самое время, когда все движется такими различными движеньями, показывается вдали Тот самый, во Имя Которого уже совершилось крещение, - и здесь настоящая минута картины. Предтеча взят именно в тот миг, когда, указавши на Спасителя перстом, произносит: Се агнец, взъемляй грехи мира! И вся толпа, не оставляя выражений лиц своих, устремляется или глазом, или мыслию к тому, на которого указал пророк. Сверх прежних, не успевших сбежать с лиц, впечатлений, пробегают по всем лицам новые впечатления. Чудным светом осветились лица передовых избранных, тогда как другие стараются еще войти в смысл непонятных слов, недоумевая, как может один взять на себя грехи всего мира, и третьи сомнительно колеблют головой, говоря; От Назарета пророк не приходит". А Он, в небесном спокойствии и чудном отдалении, тихой и твердой стопой уже приближается к людям
Над картиной Явление Христа народу Иванов работал в течение 20 лет с 1837 по 1857 год в Италии. Он делает огромное количество набросков. Изучает историю, ассирийские древности и особенно Библию. По словам И.С. Тургенева: он знал Евангелие от слова до слова. Для того, чтобы найти нужный пейзаж, он месяцами просиживал в болотах и пустынных местах Италии. Но гораздо труднее было изобразить на лицах людей момент обращения к Богу. Для этого художник изучал еврейские лица, пристально вглядывался в лица всех людей, с которыми встречался, часами просиживал в церкви и наблюдал за молящимися. Все это затягивало работу, его упрекали в том, что он ленится. Заканчивались деньги, которые ему выделялись на работу. Он вел нищенское существование. Кропотливая работа над картиной привела к тому, что художник испортил глаза и вынужден был долго лечиться. Но до тех пор, пока сам Иванов не пережил истинное обращение ко Христу, он не мог изобразить этого на полотне. По прибытии в Россию судьба картины не была ясна. После того, как она была выставлена, в печати появилась критическая статья, которая очень огорчила Иванова. Он заболел и вскоре скончался. В день его смерти пришло официальное сообщение о том, что император приобретает картину за 15 тыс. рублей серебром.
Находясь в пенсионерской поездке по Италии Иван Константинович Айвазовский написал картинуХаос. Сотворение мирана сюжет из Библии (Бытие 1:1), которая стала настоящей сенсацией в Риме. Папа Григорий XVI купил ее, наградив художника золотой медалью.Исполать тебе, Ваня! писал Н.В. Гоголь Айвазовскому. - Пришел ты, маленький человек, с берегов Невы в Рим и сразу поднял Хаос в Ватикане

Я где-то еще видел черно-белые рисунки Поленова к "Христу и грешнице" - в чем-то даже сильнее, чем картина маслом, впечатление документальности.
Lexx von Lamien, очень и главная непредсказуемая.Это как надо было спится за3 года . что даже художник его не узнал.
Lexx von Lamien, скорей всего. 3 года не так уж и много на самом деле.Хотя для того что бы стать бомжом более чем достаточно