Слышишь?Никогда не сдавайся!
«Мода благодаря импрессионизму»

Dans la Serre, Поль-Альбер Бартоломе, 1881
В названии грандиозной выставки, с огромным успехом проходящей с конца сентября в парижском Музее д’Орсэ, термины «импрессионизм» и «мода» используются как равнозначные по смысловой важности.
читать дальшеОна выделяется даже среди самых успешных выставок, в той или иной степени связанных с модой, прошедших в последние годы в крупнейших музеях мира.


Платья, выставленные в Музее д’Орсэ
Организованная совместно Музеями д’Орсэ и Метрополитен, чикагским The Art Institute и музеем Galliera (Парижский музей городской моды), экспозиция собрала вместе более семидесяти полотен Эдуарда Мане, Пьера-Огюста Ренуара, Клода Моне, Эдгара Дега, Густава Кайботта, Фредерика Базиля и других художников-импрессионистов и современных им мастеров, написанных в период с 1860 по 1885 год, и такое же количество женских и мужских туалетов и аксессуаров того периода из музейных и частных коллекций Парижа. А ещё — журналы мод этого времени и множество фотографий.
Экспозиция разделена на несколько частей — повседневная мода, вечерний «дресс-код», туалеты для прогулок на природе, интимная мода.
Отдельные залы посвящены мужскому костюму и женским аксессуарам — шляпкам, перчаткам, зонтикам, веерам. Каждая тема иллюстрируется соответствующими полотнами художников и потрясающе сохранившимися — некоторые выглядят как новые — портновскими шедеврами эпохи.
Выставка даёт уникальную возможность увидеть один и тот же туалет в подлиннике и изображённым художником — а это сегодня большая редкость!
В экспозиции портрет Проспери, жены художника Поля-Альбера Бартоломе, в изящном летнем платье стиля «принцесс» (копировавшем стиль эпохи рококо), сочетающем горох и полоску в белой и фиолетовой гамме, соседствует с самим платьем, свидетельствующим о том, что хозяйка была не просто очень изящной и обладающей вкусом, но и миниатюрной женщиной.
Отстоять огромную очередь в музей стоит также ради её сценографии, автором которой является знаменитый Роберт Карсен — художник-постановщик спектаклей театра Ла Скала, Парижской оперы и Лондонской королевской оперы. Его удачные находки — такие как имитирующее газон ковровое покрытие и звучащие голоса птиц в зале, посвящённом моде для выходов на природу, выставленные рядами стулья с табличками, на которых написаны имена знаменитых представителей парижского света и творческой элиты (от Жюля Верна и Эмиля Золя до Сары Бернар) в зале, посвященном балам и бальным туалетам, — помогают зрителю окунуться в эпоху и каждую описываемую посредством экспонатов мизансцену.
В качестве своеобразного «путеводителя» посетителя по выставке сопровождают удачно подобранные тематические цитаты из современников импрессионистов — Бодлера, Флобера, Малларме


La cercle de la rue Royale, Джеймс Тиссо
Оставим в стороне особую магию импрессионистской живописи, красоту и неповторимую «интимность» представленных батистовых и бархатных платьев, хрупких шляпок из итальянской соломки и шёлковых чулок (наблюдая эти экспонаты, как не представить себе реальных женщин, высоких и статных, хрупких и миниатюрных, которые их носили), вернёмся к вопросу: так о чём же все-таки эта выставка?
По свидетельству куратора и одного из её вдохновителей, специалиста чикагского The Art Institute Глории Грум, на мысль организовать подобную экспозицию её вдохновило осознание того, что импрессионисты были восприимчивы к моде как ни одна другая художественная группа до них.
«Дега, Моне, Мане находились под впечатлением от современной модной индустрии — как и от других новых явлений общественной жизни, набиравших силу в ту эпоху (промышленности, железных дорог, сферы развлечений)», — подчёркивает Грум.
Собственно, именно во времена импрессионистов начала складываться та совокупность явлений, под которыми мы и сегодня понимаем «модную индустрию» — более массовое производство модного платья, ставшего доступным для буржуазии, тогдашнего среднего класса, и первые универмаги, в которых его можно было приобрести.
Например, в магазинах, подобных парижскому Le Bon Marche, во второй половине XIX века можно было купить не только ткани и фурнитуру, для того чтобы сшить туалет на заказ, но и своеобразный «полуфабрикат» платья — собственно сам туалет определённого фасона, но без декоративных элементов, который потом покупательница украшала по собственному вкусу бантами, кружевами и другими деталями.

Танец в городе», Огюст Ренуар, 1883
Главным сюжетом для импрессионистов стали буржуа и их жизнь во всех своих бытовых проявлениях — времяпрепровождение с детьми, музицирование за роялем, прогулка по городу, поход в магазин, в цирк или на ипподром, поездка на природу, выход в свет и многое другое.
Бытовые сюжеты, интерес к подлинной жизни, желание отразить не идеальные ситуации, а именно это пресловутое «здесь и сейчас», изменили и подход к композиции полотен — это уже не статичные фигуры, а люди в движении, динамике, в естественных позах, соответствующих моменту.
Так появились «Мюлен де ла Галетт», «Женщина за клавиром» и «Танец в городе» Пьера-Огюста Ренуара, «Дама с зонтиком» и «Дамы в саду» Клода Моне, «Завтрак на траве» и «Балкон» Эдуарда Мане, «Продавщица» Джеймса Тиссо и «Парижская улица в дождливый день» Гюстава Кайботта. А вместе с ними — бесчисленные свидетельства моды того времени: все эти отображённые в мельчайших подробностях, изящные батистовые белые платья с пышными юбками, шёлковые чёрные дневные туалеты с турнюрами, наряды для балов нежных оттенков с украшенным лентами и бутоньерками корсажем и длинным шлейфом. Причём, заметьте, моды парижской.
Именно импрессионисты воспели и «растиражировали» образ парижанки как законодательницы мод. Так что и сегодняшние жительницы Парижа своей непоколебимой репутацией женщин с врожденным чутьем к стилю во многом обязаны героиням «Октября» и «Женщин Парижа. Любительниц цирка» Джеймса Тиссо, «Парижанки» Эдуарда Мане и «Ложи» Пьера-Огюста Ренуара — знатным дамам, жёнам и дочерям буржуа и красавицам парижского полусвета 1860-1880-х годов.

У модистки», Эдгар Дега, и Louis Vuitton осень-зима 2012

За чтением», Эдуард Мане, и Francesco Scognamiglio
Трудно себе представить современную моду без «цитат» из стилей, которые были популярны в эпоху расцвета импрессионизма. Они читаются как в драпированных бархатных туалетах со шлейфом L’Wren Scott, в эффектном облегающем серо-чёрно-синем длинном платье Peter Pilotto с комбинированными трёхмерными принтами, в чёрном бархатном пальто с поясом-бантиком Burberry Prorsum из осенне-зимних коллекций сезона 2012-2013, так и в длинных платьях-робах Acne, белых шёлковых платьях Francesco Scognamiglio, украшенных на груди воланами и вышивками, хлопковых, сочетающих кружева и клетку платьях с заниженной линией плеча в бежево-розовой гамме и летних пальто Rodarte, предложенных на весну-лето 2013 года
Но это, конечно, самое незначительное из того, что импрессионисты сделали для моды. Прежде всего они раскрыли в ней подлинный, полноправный и безграничный для интерпретаций объект живописи и высокого искусства. Столь же интересный, как и сам человек. Об этом как раз и рассказывает выставка «Импрессионизм и мода» в Музее д’Орсэ.<

Jeune dame, Эдуард Мане, и Acne весна-лето 2013

Балкон, Эдуард Мане, и Jil Stuart, Acne, Francesco Scognamiglio

Jeune dame, Эдуард Мане, и Lanvin pre-fall 2012

Dans la Serre, Поль-Альбер Бартоломе, 1881
В названии грандиозной выставки, с огромным успехом проходящей с конца сентября в парижском Музее д’Орсэ, термины «импрессионизм» и «мода» используются как равнозначные по смысловой важности.
читать дальшеОна выделяется даже среди самых успешных выставок, в той или иной степени связанных с модой, прошедших в последние годы в крупнейших музеях мира.


Платья, выставленные в Музее д’Орсэ
Организованная совместно Музеями д’Орсэ и Метрополитен, чикагским The Art Institute и музеем Galliera (Парижский музей городской моды), экспозиция собрала вместе более семидесяти полотен Эдуарда Мане, Пьера-Огюста Ренуара, Клода Моне, Эдгара Дега, Густава Кайботта, Фредерика Базиля и других художников-импрессионистов и современных им мастеров, написанных в период с 1860 по 1885 год, и такое же количество женских и мужских туалетов и аксессуаров того периода из музейных и частных коллекций Парижа. А ещё — журналы мод этого времени и множество фотографий.
Экспозиция разделена на несколько частей — повседневная мода, вечерний «дресс-код», туалеты для прогулок на природе, интимная мода.
Отдельные залы посвящены мужскому костюму и женским аксессуарам — шляпкам, перчаткам, зонтикам, веерам. Каждая тема иллюстрируется соответствующими полотнами художников и потрясающе сохранившимися — некоторые выглядят как новые — портновскими шедеврами эпохи.
Выставка даёт уникальную возможность увидеть один и тот же туалет в подлиннике и изображённым художником — а это сегодня большая редкость!
В экспозиции портрет Проспери, жены художника Поля-Альбера Бартоломе, в изящном летнем платье стиля «принцесс» (копировавшем стиль эпохи рококо), сочетающем горох и полоску в белой и фиолетовой гамме, соседствует с самим платьем, свидетельствующим о том, что хозяйка была не просто очень изящной и обладающей вкусом, но и миниатюрной женщиной.
Отстоять огромную очередь в музей стоит также ради её сценографии, автором которой является знаменитый Роберт Карсен — художник-постановщик спектаклей театра Ла Скала, Парижской оперы и Лондонской королевской оперы. Его удачные находки — такие как имитирующее газон ковровое покрытие и звучащие голоса птиц в зале, посвящённом моде для выходов на природу, выставленные рядами стулья с табличками, на которых написаны имена знаменитых представителей парижского света и творческой элиты (от Жюля Верна и Эмиля Золя до Сары Бернар) в зале, посвященном балам и бальным туалетам, — помогают зрителю окунуться в эпоху и каждую описываемую посредством экспонатов мизансцену.
В качестве своеобразного «путеводителя» посетителя по выставке сопровождают удачно подобранные тематические цитаты из современников импрессионистов — Бодлера, Флобера, Малларме


La cercle de la rue Royale, Джеймс Тиссо
Оставим в стороне особую магию импрессионистской живописи, красоту и неповторимую «интимность» представленных батистовых и бархатных платьев, хрупких шляпок из итальянской соломки и шёлковых чулок (наблюдая эти экспонаты, как не представить себе реальных женщин, высоких и статных, хрупких и миниатюрных, которые их носили), вернёмся к вопросу: так о чём же все-таки эта выставка?
По свидетельству куратора и одного из её вдохновителей, специалиста чикагского The Art Institute Глории Грум, на мысль организовать подобную экспозицию её вдохновило осознание того, что импрессионисты были восприимчивы к моде как ни одна другая художественная группа до них.
«Дега, Моне, Мане находились под впечатлением от современной модной индустрии — как и от других новых явлений общественной жизни, набиравших силу в ту эпоху (промышленности, железных дорог, сферы развлечений)», — подчёркивает Грум.
Собственно, именно во времена импрессионистов начала складываться та совокупность явлений, под которыми мы и сегодня понимаем «модную индустрию» — более массовое производство модного платья, ставшего доступным для буржуазии, тогдашнего среднего класса, и первые универмаги, в которых его можно было приобрести.
Например, в магазинах, подобных парижскому Le Bon Marche, во второй половине XIX века можно было купить не только ткани и фурнитуру, для того чтобы сшить туалет на заказ, но и своеобразный «полуфабрикат» платья — собственно сам туалет определённого фасона, но без декоративных элементов, который потом покупательница украшала по собственному вкусу бантами, кружевами и другими деталями.

Танец в городе», Огюст Ренуар, 1883
Главным сюжетом для импрессионистов стали буржуа и их жизнь во всех своих бытовых проявлениях — времяпрепровождение с детьми, музицирование за роялем, прогулка по городу, поход в магазин, в цирк или на ипподром, поездка на природу, выход в свет и многое другое.
Бытовые сюжеты, интерес к подлинной жизни, желание отразить не идеальные ситуации, а именно это пресловутое «здесь и сейчас», изменили и подход к композиции полотен — это уже не статичные фигуры, а люди в движении, динамике, в естественных позах, соответствующих моменту.
Так появились «Мюлен де ла Галетт», «Женщина за клавиром» и «Танец в городе» Пьера-Огюста Ренуара, «Дама с зонтиком» и «Дамы в саду» Клода Моне, «Завтрак на траве» и «Балкон» Эдуарда Мане, «Продавщица» Джеймса Тиссо и «Парижская улица в дождливый день» Гюстава Кайботта. А вместе с ними — бесчисленные свидетельства моды того времени: все эти отображённые в мельчайших подробностях, изящные батистовые белые платья с пышными юбками, шёлковые чёрные дневные туалеты с турнюрами, наряды для балов нежных оттенков с украшенным лентами и бутоньерками корсажем и длинным шлейфом. Причём, заметьте, моды парижской.
Именно импрессионисты воспели и «растиражировали» образ парижанки как законодательницы мод. Так что и сегодняшние жительницы Парижа своей непоколебимой репутацией женщин с врожденным чутьем к стилю во многом обязаны героиням «Октября» и «Женщин Парижа. Любительниц цирка» Джеймса Тиссо, «Парижанки» Эдуарда Мане и «Ложи» Пьера-Огюста Ренуара — знатным дамам, жёнам и дочерям буржуа и красавицам парижского полусвета 1860-1880-х годов.

У модистки», Эдгар Дега, и Louis Vuitton осень-зима 2012

За чтением», Эдуард Мане, и Francesco Scognamiglio
Трудно себе представить современную моду без «цитат» из стилей, которые были популярны в эпоху расцвета импрессионизма. Они читаются как в драпированных бархатных туалетах со шлейфом L’Wren Scott, в эффектном облегающем серо-чёрно-синем длинном платье Peter Pilotto с комбинированными трёхмерными принтами, в чёрном бархатном пальто с поясом-бантиком Burberry Prorsum из осенне-зимних коллекций сезона 2012-2013, так и в длинных платьях-робах Acne, белых шёлковых платьях Francesco Scognamiglio, украшенных на груди воланами и вышивками, хлопковых, сочетающих кружева и клетку платьях с заниженной линией плеча в бежево-розовой гамме и летних пальто Rodarte, предложенных на весну-лето 2013 года
Но это, конечно, самое незначительное из того, что импрессионисты сделали для моды. Прежде всего они раскрыли в ней подлинный, полноправный и безграничный для интерпретаций объект живописи и высокого искусства. Столь же интересный, как и сам человек. Об этом как раз и рассказывает выставка «Импрессионизм и мода» в Музее д’Орсэ.<

Jeune dame, Эдуард Мане, и Acne весна-лето 2013

Балкон, Эдуард Мане, и Jil Stuart, Acne, Francesco Scognamiglio

Jeune dame, Эдуард Мане, и Lanvin pre-fall 2012
@темы: мода, интересное
Вспомнила прошлогоднюю выставку этих самых художников-постмодернистов. Там было много биографических материалов о них. Большинство - фотографии и их портреты друг друга, где они то пьют, то пьют с кем-то известным типа Горького, то развращают народ на карнавале костюмами... И рассказы о них - тоже о том, что действительно так и было: тусовка этих экспрессионистов не вылазила из нескольких парижских кабаков, творили часто прямо там же.
В общем, говорят, работали эти люди очень мало (или на вид очень мало), а оставили после себя "мод" очень много. Потому что были яркие.