Кровопускание (флеботомия) лечебное мероприятие, заключающееся в извлечении некоторого количества (200-500мk) крови при помощи прокола (т. н. венопункция) или разреза вены (реже артерии) или посредством пиявок. В настоящее время флеботомия процедура забора крови для проведения анализов.
Метод был популярен в течение почти 2 тысяч лет, вплоть до конца 19 в., когда он постепенно вышел из употребления.
Эта практика получила широкое распространение еще в Древней Греции. Врачи считали, что многие болезни были вызваны избытком крови, а значит и лечить их следует диетой, рвотой, или кровопусканиями. Впоследствии Гален привел две причины для лечения кровопусканиями. Во-первых, он считал что кровь не циркулирует по организму, а заставивается в конечностях. Так что время от времени ее нужно менять. Во-вторых, кровопускание было напрямую связано с учением о гуморах (соках), которым соответствуют четыре типа темперамента. Это кровь (сангвиник), флегма (флегматик), черная желчь (меланхолик), желтая желчь (холерик). Они же соотносились с четырьмя классическими первоэлементами: землей, воздухом, огнем и водой. Гален считал кровь главным гумором, за которым нужен глаз да глаз. Он разработал систему кровопускания, зависящую от возраста пациента, его телосложения, а так же погодных условий и, разумеется, самого заболевания. Синдромом избытка крови считались, например, высокая температура и головная боль. В зависимости от заболевания, нужно было выпустить излишек или артериальной, или венозной крови. Например, при болезнях печени нужно было проколоть вену на правой руке, при проблемах с селезенкой - на левой.
читать дальше Взаимосвязь сосудов и органов
Кровопускания продержались на пике популярности в Средние Века, но уже в 16 веке врачи начfли оспаривать эффективность этой процедуры. Например, в Англии популярность кровопусканий пошла на спад в 18м веке, но ненадолго возродилась в 19м как средство от тропических лихорадок. Зато в Соединенных Штатах Америки, лишь недавно добившихся независимости, кровопускания были любимым лекарством. Именно так лечили Джорджа Вашингтона от тяжелейшей простуды в декабре 1799 года. Увы, потеря почти двух литров крови не исцелила бывшего президента, но, вероятнее всего, лишь ускорила его конец. Тем не менее, и в 19м столетии некоторые врачи продолжали уповать на кровопускания, по-прежнему считая избыток крови пагубным для здоровья.
Существовали разные методы кровопускания. Одним из самых распространенных была венесекция, когда кровь выпускали из крупных вен, например, возле шеи или у локтевого сгиба. Во время артериотомии вскрывали артерию, обычно на висках. Для этих процедур использовали ланцеты, обычные или на пружине. А поскольку в прошлом люди относились к вещам внимательно и с любовью, ланцеты часто хранили в чехлах из слоновой кости или перламутра. Еще одним методом кровопускания была скарификация, когда вскрывали только поверхностные сосуды. Для проведения этой процедуры зачастую использовался скарификатор - прибор, представляющий из себя коробку с лезвиями, от 4х до 20ти. Глубину надрезов можно было регулировать. Если взвести рычажок на боку, лезвия встягиваются, а если отпустить его, то они выскаиквают одновременно и царапают кожу. Кроме того, для поверхностного кровопукания ставили банки, а так же использовали пиявок (гирудотерапия пережила остальные виды кровопускания и процветает по сей день).
Приборы для кровопускания:
Ланцеты:
Скарификаторы (хирургический инструмент, состоящий из нескольких острых рожков, которым делают насечки на коже для кровопускания):
Банки(так называемое поверхностное кровопускание, ничего общего с современными банками)))):
А это, похоже, скарификаторы.
Отступление:Джорджа Вашингтона, первого президент США, лечили от ангины в лучших традициях средневековой медицины чередой агрессивных кровопусканий. Скончался он 14 декабря 1799 года в возрасте 67 лет, когда выпускать уже было нечего. Отметим, что вполне здоровый до того президент простудился 12 декабря, но передовое лечение доконало первое лицо государства всего за два дня. В течение 12 часов, в три приема, у больного президента было выпущено почти 2,5 литра дурной крови. Против этих кровопусканий возражал только самый молодой врач из этого консилиума докторов, залечивших Вашингтона - Элиша Каллен Дик (Elisha Cullen Dick).
Его никто не послушал, а остальные лекарские процедуры из арсенала средств того времени: шпанские мушки, уксус и слабительное только ускорили развязку. Перед смертью потерявший надежду и силы Вашингтон даже стал просить: Дайте мне спокойно умереть без вашего врачевания! Вера в магию крови проявилась и в этом случае: Уильям Торнтон, врач и друг президента, приехавший через день после его смерти, настаивал на немедленном осуществлении предложенного им способа оживления Вашингтона - разогревания тела с целью расширить сосуды и подготовить их для оживляющего переливания крови ягненка. Однако Марта Вашингтон и другие родственники, а также друзья президента этот безумный; план Торнтона отвергли.
Параллельно развивается альтернативное кровопускание с помощью пиявок, которое отчасти живо и поныне. Торговля пиявками по всей Европе стала самым прибыльным делом, особенно во Франции, которая в XIX в. год употребляла от 80 до 100 млн. пиявок.
Контейнер для пиявок
Статистические данные нашли отражение в шутке: Пиявки погубили больше людей, чем Наполеон. Теоретические рассуждения врачей были неверными. Они, не зная системы кровообращения, считали, что пиявки действуют локально отсасывают кровь из одного определенного места.
Интерес к лечению пиявками был велик и в России XIX в., где по поручению Российского Военно-медицинского департамента А.Вознесенский написал в 1859 г. Монографию врачебных пиявок. Пиявки и кровопускания (а также клизмы и слабительное) обычно применялись комплексно.
Вот выписка из одного руководства: Больного сажают на смирительный стул, привязывают, делают кровопускание, ставят 10-12 пиявок на голову, обкладывают тело ледяными полотенцами, льют на голову 50 ведер холодной воды, дают хороший прием слабительной соли.
Видный психиатр XIX века Гейрот утверждал, что кровопускание в случаях надобности надо продолжить до обморока, не следует жалеть пиявок, распределяя их вокруг бритой головы на манер венчика, полезно так же в кожные надрезы всыпать порошок из шпанских мушек или втирать сурьмовую медь. Если все это не помогает, необходимо пускать вход вращательную машину (те самые упомянутые выше скарификаторы).
Хотя отдельные врачи и выступали против столь широкого «вампиризма», метод кровопускания применялся достаточно часто и в прошлом столетии.
Отступление:Подробно и со вкусом описывает процедуру кровопускания Гиляровский в книге Москва и Москвичи:
В дворянских отделениях был кейф, отдых, стрижка, бритье, срезание мозолей, ставка банок и даже дерганье зубов, а простонародные бани являлись, можно безошибочно сказать, поликлиникой, где лечились всякие болезни. Медиками были фельдшера, цирюльники, бабки-костоправки, а парильщики и там и тут заменяли массажисток еще в те времена, когда и слова этого не слыхали.
В окраинных простонародных банях эта поликлиника представляла такую картину.
Суббота. С пяти-шести утра двери бань не затворяются. Публика плывет без перерыва.
В уголке раздевальной примащивался цирюльник, который без всякой санитарии стриг и брил посетителей. Иногда, улучив свободное время, он занимался и медициной: пускал кровь и ставил банки, пиявки, выдергивал зубы...
Мыльная бани полна пара; на лавке лежит грузное, красное, горячее тело, а возле суетится цирюльник с ящиком сомнительной чистоты, в котором находится двенадцать банок, штуцер и пузырек с керосином. В пузырек опущена проволока, на конце которой пробка.
Приготовив все банки, цирюльник зажигал пробку и при помощи ее начинал ставить банки. Через две-три минуты банка втягивала в себя на сантиметр и более тело.
У цирюльников было правило продержать десять минут банку, чтобы лучше натянуло, но выходило на деле по-разному. В это время цирюльник уходил курить, а жертва его искусства спокойно лежала, дожидаясь дальнейших мучений. Наконец терпения не хватало, и жертва просила окружающих позвать цирюльника.
-- Вот сейчас добрею, не велик барин! -- раздавалось в ответ.
Наконец цирюльник приходил, зажигал свой факел. Под банкой -- шишка кровавого цвета. Хирург берет грязный и заржавленный штуцер, плотно прижимает к возвышению, просекает кожу, вновь проделывает манипуляцию с факелом, опять ставит банку, и через три -- пять минут она полна крови.
Банка снимается, кровь -- прямо на пол. Затем банщик выливает на пациента шайку воды, и он, татуированный, выходит в раздевальню. После этого обычно начиналась консультация о пользительности банок.
Кроме банок, цирюльники открывали кровь. Еще в восьмидесятых годах на окраинах встречались вывески с надписью: Здесь стригут, бреют, ставят пиявки и пущают кровь.
Такая вывеска бывала обыкновенно над входом, а по его сторонам обычно красовались две большие длинные картины, показывавшие, как это производится.
На одной сидит человек с намыленным подбородком, другой держит его указательным и большим пальцами за нос, подняв ему голову, а сам, наклонившись к нему, заносит правой рукой бритву, наполовину в мыле.
На другой стороне сидит здоровенный, краснорожий богатырь в одной рубахе с засученным до плеча рукавом, перед ним цирюльник с окровавленным ланцетом-- значит, уж операция кончена; из руки богатыря высокой струей бьет, как из фонтана, кровь, а под рукой стоит крошечный мальчишка, с полотенцем через плечо, и держит таз, большой таз, наполовину полный крови.
Эту операцию делали тоже в мыльнях, но здесь мальчика с тазом не было, и кровь спускали прямо на пол.
Открывание крови было любимой операцией крючников, ломовиков, мордастых лихачей, начинавших жиреть лавочников и серого купечества.