История этого японского чудища по имени тэнгу неясна и запутана. Все становится более-менее ясно лишь с периода Хэйан, когда эти тэнгу постепенно начинают обретать свой ставший классическим в Японии облик и характер. Как и многие другие обитатели японского потустороннего мира, тэнгу ведет свое происхождение из Китая, дословный перевод этого слова — 'небесная собака'. Известнейший китаевед Б. Л. Рифтин в «Мифологическом словаре» (М., 1990) описывает это существо так:
Тяньгоу (яп. тэнгу. - А. Н.) в древнекитайской мифологии существо, похожее на лисицу, но с белой головой, способное отвращать всякие беды, напасти, отпугивать своим лаем разбойников. Появление тяньгоу знаменует мир и спокойствие. ...Тяньгоу также злое божество, живущее на Луне. Тяньгоу означает еще и особый тип звезд, падающих с блеском и треском...
Именно в этой последней ипостаси тэнгу впервые упоминается в письменных памятниках Японии. В хронике «Нихонги» описано необычное событие, случившиеся в 9-й год правления императора Дзёмэй (637):
Большая звезда пролетела с востока на запад. Она издавала шум, подобный грому. Одни люди тогда говорили, что это шум падающей звезды. Другие говорили, что это шум Земного Грома. Монах же Мин сказал так: «Это не падающая звезда. Это небесная собака. Ее лай похож на гром».
Говорят о двух видах тэнгу. Карасу-тэнгу (тэнгу-ворон), вероятно, древнее. Он больше похож на птицу, чем на человека, весьма ревниво охраняет лес. Излюбленным деревом тэнгу называют сосну. Рубить деревья, им принадлежащие, очень-очень не рекомендуется.
[
читать дальше
Ямабуси-тэнгу (тэнгу-горный отшельник) более человекоподобен и принимает больше участия в делах людей.
На вид тэнгу, в общем, напоминают людей, и только слишком длинный нос его выдаёт.
Обычно их изображают длинноносыми, а порой и с клювом. Кожа у них красная (среди японских сверхъестественных существ яркость тэнгу – не исключение, кожа прибрежных пьянчуг сёдзё тоже красная или ярко-розовая). Тэнгу имеют птичьи крылья, так что не вполне понятно, для чего им описанные в сказках волшебные веера, дающие способность к полёту. Впрочем, у волшебного веера есть ещё одно замечательное свойство – с его помощью можно удлинить или укоротить нос. Он ходит в одежде горного отшельника (ямабуси), в паре гетов (традиционной японской обуви) и в маленькой монашеской шапке, которая крепится с помощью шнурков уже почти на самом бритом лбу аскета, с крыльями за спиной, посохом или мечом в руке и весьма примечательным лицом.
В эпоху Хэйан (794—1185) широкое распространение получило представление о том, что неправедные буддийские монахи после смерти превращаются в тэнгу и становятся похожими на воронов.
Однако точно так же, как и черт (уни), тэнгу отнюдь не является персонажем однозначно отрицательным. Более того, в письменных памятниках, появлявшихся после XII в., тэнгу отводится все более и более позитивная роль. Например, многочисленны легенды о том, как лучшие мастера боевых искусств Японии получали свое исключительное знание и умение непосредственно от тэнгу, что и позволяло им с легкостью побеждать простых смертных. Постепенно тэн-гу начинает восприниматься и как зримое воплощение дотоле невидимых ками гор. В такой ипостаси его порою почитали даже за врага буддийских верований, который, противясь распространению чужеземной веры, сбивал монахов с истинного пути, а то и просто похищал их. Однако и эта враждебность постепенно сходит на нет, и тэнгу ныне считается местным покровителем и защитником всех святилищ без разбору, особенно тех, что находятся в горах. В качестве типичного примера сложившихся ныне представлений о роли тэнгу можно привести защитный амулет известнейшего монастыря школы тайного, эзотерического буддизма Сингон на горе Коя, на котором изображен тэнгу.
Этот талисман интересен и тем, что на одном рисунке запечатлен и исконный облик тэнгу — в виде лисособаки, и новый, обретенный в Японии,— в виде крылатого яма-буси. Маски тэнгу, а то и полнофигурные скульптурные изображения его можно обнаружить при входе во многие горные святилища Японии и в наши дни.
Однако он может быть и жестокими обманщиками, ворующим маленьких детей, вызывающими пожары и даже подстрекающими к войнам.
Так в легенде конца 11 в. Тэнгу утаскивает в горы хозяина озера – дракона, чтобы уморить его, лишив воды.
Но вернёмся к благородным его чертам. Тэнгу приписывают экстраординарные физические способности и навыки владения холодным оружием.
Иногда они служат наставниками в искусстве войны и стратегии людям, которых считают достойными. Многие воины, самураи, основатели школ, которые обучали людей обращению с мечом (кен-джутсу), претендовали на то, что были чудесным образом умудрены советами, исходящими от Тэнгу.
Иногда это случалось во сне, иногда во время добровольного ухода в горы для того, чтобы принять лишения при поиске “Пути” (До). Именно во время такого восхождения в горы (Муша-шуге) Синмен Мусаши, но Ками Фудзивара, но Генсин (один из величайших воинов, которых когда-либо знала Япония) научился искусству обращения с мечом так, что это позволило ему, совсем молодому юнцу, когда он проводил годы своей юности в Храме Курама-дера, победить монаха-воина Бэнкей (который, вооружившись нагинатой, пытался помешать ему пересечь мост Того). Великий Миямото Мусаши уже во времена своего отрочества за то, что вышел победителем из более чем 60 дуэлей, был назван “маленьким Тэнгу ”. Другой Мастер, мастер Айки-джутсу - Такэда Сокаку, на заре XX века, так же имел прозвище “ Тэнгу из Айдзу”.
Интересные факты
* Вера в тэнгу была настолько сильна, что даже в 1860 году правительство Японии отправляло им официальное прошение освободить провинции, через которые проезжал сёгун.
Императорский указ: «Тэнгу и другим демонам: поскольку наш сёгун намеревается посетить мавзолей Никко в следующем апреле, тэнгу и другие демоны, обитающие в этих горах, должны куда-нибудь уйти, пока визит сёгуна не завершится ».