В последние годы биологи продвинулись далеко вперед в изучении различных видов птиц Как оказалось, интеллект многих видов пернатых продолжительное время недооценивался человеком – орнитологи могут привести множество примеров того, как дятловые вьюрки подхватывают лежащие на земле веточки, чтобы доставать личинок из-под коры, или же белокрылые клушицы вскрывают раковины моллюсков, используя камни или уже вскрытые до этого раковины.
Считается, что большинство птиц из рода воронов обладают недюжинными умственными способностями. Они часто обгоняют многих млекопитающих и других пернатых в тестах на сообразительность. Большинство орнитологов считают новокаледонских воронов (Corvus moneduloides) чемпионами в этой сфере. Эти птицы, вместе с человеком и некоторыми высшими приматами, входят в "элитный клуб" животных, умеющих изготовлять и пользоваться орудиями труда.
Новокаледонский ворон – умеет не только использовать орудия труда, но и изготавливать их для себя.
читать дальшеНовокаледо́нский во́рон (лат. Corvus moneduloides) — птица рода ворон (Corvidae). Длина тела такая же, как и у домовой вороны — около 40 см. Клюв, лапы и оперение — чёрные, оперение с розовым, тёмно-синим и зеленоватым отливом. Клюв среднего размера и отличается тем, что нижняя его часть направлена вверх, что делает его чем-то похожим на долото.
Новокаледонские вороны, проживающие на острове Новая Каледония и близлежащих островах, привлекают внимание ученых достаточно давно. Основным источником пропитания для данных птиц являются личинки жуков Agrianome fairmaire. Но добыть их не так просто – все личинки находятся под толстой корой дерева, которую не разбить клювом.
Как раз чтобы достать личинки, новокаледонские вороны и используют крюкообразные палочки, которые так удобно заходят под кору дерева. Каково же было удивление исследователей, когда они увидели, что новокаледонские вороны не находят закругленные палочки, а изготавливают их сами!
При этом делают они это на протяжении уже многих лет. Вероятно, их загнутая вверх нижняя часть ключа специально приспособлена для создания таких инструментов.
Еще раз убедиться в интеллекте новокаледонских воронов решила группа ученых из Сент-Эндрюнского университета в Шотландии. Они временно поместили 18 воронов в небольшое помещение и дали им пищу, достать которую можно было только при помощи закругленных деревянных палочек. При этом деревянные палочки, которыми ученые снабдили птиц, были прямыми.
Немного поголодав, 10 из 18 воронов принялись сгибать палочки и доставать с их помощью пищу. При этом до того, как приступить к сгибанию, новокаледонские вороны «оценивали» гибкость палочек и выбирали именно те, которые были тоньше. За время своей работы птицы сделали 85 инструментов, которые складывали в отдельное место, а затем использовали для добычи еды.
Новокаледонский ворон использует палочку, чтобы добыть личинку жука | Jolyon Troscianko
По словам ученых, такое поведение птиц по-настоящему поражает.
Новокаледонские вороны умеют справляться с простейшими задачами на сообразительность на том же уровне, что и пятилетние дети, в том числе решая задачу из классической басни Эзопа "Ворона и кувшин".
Фото: Sarah Jelbert/newscientist.com
"Эти результаты крайне интересны по двум причинам - они одновременно демонстрируют нам всю мощь интеллекта воронов и ограниченность их когнитивных способностей. В частности, все птицы не смогли справиться с задачей, которая нарушала "нормальные" правила причины и следствия, однако они решали другие проблемы, что свидетельствует о том, что новокаледонские вороны способны различать причины и следствия", - заявила Сара Джелберт из Оклендского университета (Новая Зеландия).
Джелберт и ее коллеги оценили интеллектуальные способности новокаледонских воронов (Corvus moneduloides) и сравнили их с типичным уровнем сообразительности детей в серии из шести экспериментов, в ходе которых птицы пытались достать пищу из узких сосудов, как это делала ворона в басне Эзопа.
В этих опытах ученые выяснили, что пернатые "эйнштейны" осознают разницу между сосудами с водой и песком, а также между полыми и цельными предметами, которые они использовали для поднятия уровня воды и извлечения пищи из "кувшинов". Кроме того, вороны умеют различать высокий и низкий уровень воды в сосудах, а также тонущие и всплывающие предметы.
С другой стороны, все птицы не смогли решить две последние, относительно нетривиальные задачи - они не смогли понять различия между сосудами с узким и широким горлышком, а также извлечь пищу из двух соединенных друг с другом "кувшинов".
Данный факт свидетельствует о том, что вороны способны, с некоторыми ограничениями, понимать причины и следствия различных событий, а также осознавать физические свойства предметов. Уровень развития воронов, как считают авторы статьи, соответствует тем навыкам, которые демонстрируют дети в возрасте от 5 до 7 лет.
Группа орнитологов под руководством Алекса Тейлора (Alex Taylor) из университета Окленда (Новая Зеландия) открыла еще одну уникальную черту этих птиц - способность связывать действие и его скрытый источник, наблюдая за поведением воронов при встрече с "живой палкой".
Тейлор и его коллеги поймали нескольких диких воронов на острове Маре (входит в состав Новой Каледонии) и сажали их по очереди в клетку для экспериментов.
Этот вольер был разделен на две части: в первой из них обитала птица, а вторая была огорожена пластиковой ширмой с прорезью по центру. Рядом с прорезью стоял небольшой помост, куда ученые ставили небольшую коробку, внутри которой находились кусочки еды. Птица могла извлечь еду при помощи орудий труда - небольших веточек и палочек, однако этому активно мешала "живая палка".
Роль палки играл орнитолог, спрятавшийся за ширмой и двигавший предметом. Клетка была устроена таким образом, что ворон мог хорошо видеть, как ученый заходит за ширму и выходит из клетки. В некоторых случаях биолог находился в клетке до того, как в нее попадала птица, из-за чего та не могла понять, двигает ли палкой человек или же она действует сама по себе.
Тейлор и его коллеги предположили, что птицы должны вести себя осторожнее во втором случае, если они связывают движения палки с тем, что в соседнюю клетку зашел биолог.
Эксперимент подтвердил истинность этой гипотезы - вороны дольше наблюдали за палкой и позже приступали к извлечению еды в тех случаях, когда они не видели, как экспериментатор заходил за ширму. В некоторых случаях часть воронов так и не решилась приблизиться к коробке при отсутствии видимой причины движения палки.
Биологи полагают, что такая способность помогает новокаледонским воронам выживать в дикой природе - к примеру, птица может заметить движение листвы и связать его с охотником или хищной кошкой, которую она заметила несколькими мгновениями ранее. Эта информация поможет ворону спастись и избежать смерти.
Таким образом, новокаледонские вороны и человек являются единственными живыми существами, которые умеют находить "актера за ширмой". Тем не менее, ученые не исключают, что этот навык может быть широко распространен в живой природе, так как он прямо увеличивает шансы на выживание у освоивших его животных.